Проблемы российского рынка автоперевозок
Адриатик
Компания «Адриатик»

ООО "Адриатик"

транпортно-логистическая компания, транспортно-экспедиторские услуги, таможенное оформление

Боровая ул., 32/19
+7 (812)318-53-97

Обзор рынка автоперевозок за 2015 г.

На российском рынке автоперевозок едва ли могут похвастаться тем, что отрасль завершила прошлый год с высокими показателями. Данные Росстата свидетельствуют, что в прошлом году в период с января по ноябрь показатель грузооборота автотранспорта снизился на 6%, составив 211 млрд. т/км, а объемы перевозок снизились на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Среди причин, повлиявших на общее ухудшение ситуации, на первом месте оказались запреты на перевозки в Россию из Америки и европейских государств продуктов питания. К примеру, объемы ввезенной в Россию молочной продукции в первые шесть месяцев прошлого года снизились на 85% по сравнению с таким же периодом 2013 года. Ограничения на ввоз некоторых групп промышленных товаров тоже сказались на снижении показателей, ожидаемых в России. Более всего пришлось пострадать автоперевозчикам, выполнявшим рейсы между Россией и европейскими странами. Так, за первый квартал 2015-го объемы перевозок импортных грузов сократились на половину, общее падение достигло почти 40%. За первые два месяца сальдо между поступлениями и расходами на автомобильном транспорте ушло в минус на 7,3 млрд. рублей. Среди автоперевозчиков обострилась конкуренция, поскольку спрос на их услуги сократился в два с лишним раза. Многим игрокам рынка приходилось соглашаться работать по минимальным тарифам, количество успешно работающих транспортных компаний заметно сократилось, а вот убыточных – прибавилось. Весна 2015 года ознаменовалась уходом в минус не только импорта, но и экспорта. С января по апрель автотранспорт из РФ доставил в ЕС на 4% меньше грузов, чем за такой же период в 2014 году. На сокращении объемов экспорта сказалось и уменьшение продаж металлов и топлива в зарубежные страны.

Летом наметилось улучшение ситуации с экспортом из-за роста вывоза сырьевой номенклатуры (древесина, металлопродукция, строительные материалы и пр.) в страны ЕС. Так, при помощи автотранспорта в летние месяцы 2015 года перевезли почти на 48% грузов больше, чем в этот же период 2013-го. В дальнейшем, правда, подобную динамику экспорта сохранить не удалось. В целом, объем внешнеторговых перевозок автотранспортом между Россией и Евросоюзом 2015 года снизился в три с лишним раза. Самыми существенными потерями отмечены направления по доставке грузов из России в Латвию, Литву, Польшу, Германию, Италию, Нидерланды, Финляндию, Испанию и Бельгию.

Еще одно препятствие, негативно сказавшееся на объемах международных грузоперевозок, состоит в действиях российской таможни, ограничившей применение процедуры пропуска грузового транспорта, которая предусмотрена Конвенцией МДП. Еще с осени 2013-го применение на практике книжек МДП ограничилось их использованием в узком коридоре на территории СЗФО, что существенно повлияло на ухудшение условий международного автомобильного транзита. В формальной плоскости возникновение проблемы связывают с конфликтом ФТС и АСМАП, не сумевших поделить полномочия и согласовать работу по правилам рынка автоперевозок с учетом особенностей перевозок в пределах ЕАЭС. Данный конфликт разрешился лишь к концу 2015-го, когда на российских границах, где осуществляются перевозки грузов из Норвегии, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Польши, Грузии, Азербайджана, Абхазии, Монголии и Украины было открыто 45 автомобильных пропускных пунктов с применением книжек МДП.

Минувший год создал для российских автоперевозчиков и более серьезные, чем применение книжек МДП, проблемы. Прежде всего, их обязали оплачивать проезд по федеральным трассам грузовиков-тяжеловесов. Именно такое нововведение отрицательно сказалось на показателях объемов автоперевозок в осенние месяцы 2015 года. Отрасль и до этого переживала непростые времена, а после внедрения системы «Платон», с помощью которой с большегрузов начали взимать плату, и каботаж, и сводные результаты по автотранспорту заметно ухудшились. Неразберихой с 12-тонниками поспешили воспользоваться железнодорожники, выстроившие схемы перевозок, которые быстро составили конкуренцию тяжеловесному автотранспорту на некоторых маршрутах. Так, в 2015-м компании «РЖД Логистика» удалось привлечь почти 500 000 тонн грузов, которые ранее перевозились автотранспортом, что стало возможным благодаря укреплению логистического сотрудничества данной компании с рядом крупных промышленных предприятий.