21 июля 2014

С 1 ноября 2014 года владельцы грузовых автомобилей c разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн станут оплачивать свой проезд по федеральным трассам. Государство взялось за 12-тонники, так как именно они наносят самый большой ущерб российским дорогам и их численность достигает около 56 процентов из общего количества транспортных средств.

Размер платы составит 3,50 рублей за километр. Эта цифра получилась в результате деления размера причиняемого дорогам вреда на совокупный годовой пробег всех автомобилей за вычетом сумм акцизов и транспортного налога.

На данный момент владельцев транспортных средств волнует вопрос, каким образом будет функционировать система взимания платы, кто это будет контролировать и какой есть риск коррупционных схем в данном процессе. Планируется провести открытый конкурс и выбрать оператора. Затем по всей стране будут созданы консультационные центры, пункты оплаты, начнут работать круглосуточный колл-центр и Интернет-сайт. Водитель должен будет вносить плату за проезд на счет оператора до начала движения по федеральным дорогам. Вся информация о движении автомобилей по дорогам и мониторинге оплаты будет собираться в Центре обработки данных. Тех, кто не будет платить – будет оштрафован на сумму от 5 до 450 тысячи рублей. Плата не будет зависеть от наличия груза, а разрешенная масса грузовика определяется на основании документа завода-изготовителя.

Отслеживать движение 12-тонников по федеральным трассам будет мобильный и стационарный контроль. Мобильный контроль – специальные автомобили, курсирующие по федеральным трассам, а стационарный – специальные установленные на дорогах рамные конструкции. Система автоматически определит, является ли грузовик 12-тонником и перечислена ли владельцем плата, будет отмечать нарушение с помощью фото- и видеофиксации.

Систему СВП придумали давно и не в России. С ней хорошо знакомы компании, которые осуществляют автоперевозки в Латвию, Литву, другие европейские страны, где система успешно работает. В странах Евросоюза она является основой законодательства по дорожным сборам. Вырученные средства идут на финансирование всего транспортного сектора. В России предполагается сделать то же самое. Поступающие в дорожный фонд средства в виде субсидий будут распределяться по стране, использоваться для ремонта дорог.

Однако противники нововведения считают основной причиной разрушения российских дорог не движение большегрузов, а отвратительное качество дорожного строительства, практикуемую в отрасли систему «откатов», отсутствие со стороны Росавтодора должного контроля над строителями. Внедрение автоматизированной системы практически полностью исключит человеческий фактор, а значит и возможности для применения коррупционных схем.

Еще одним важным вопросом остается возможность использования бесплатных региональных дорог вместо платных федеральных. Однако такое перераспределение части грузоперевозок маловероятно, так как региональные дороги имеют невысокую пропускную способность, а их качество значительно уступает федеральным. Если появится такая тенденция, то власти введут ограничения для сохранения таких трасс.

Также предполагается, что на конечном потребителе последствия от введения СВП не скажутся – ведь большегрузный транспорт практически не используется для транспортировки товаров первой необходимости. Нововведение также не коснется социально значимых видов перевозок, от платы освободят грузовые машины, предназначенные для перевозки людей и специальные транспортные средства. Эксперты к тому же ожидают снижение случаев ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна.