Двухпроцентная инвестиционная надбавка к тарифу может дать ОАО РЖД от 25 до 26 миллиардов рублей и стать хорошим подспорьем для финансирования расширения БАМа и Транссиба. Для того чтобы пропускать новые грузы из Кузбасса, придется отыскать дополнительную сумму в 24 миллиарда рублей. По мнению экспертов, такую надбавку в общесетевом тарифе необходимо использовать для улучшения эффективности работы не одного направления, а всей железнодорожной сети.
Руководитель РЖД Олег Белозеров на днях сообщил, что проработка механизма инвестиционной надбавки в 2% осуществляется с минувшего года, и в настоящее время обсуждением этого вопроса занимается ФАС. Он добавил, что сходную надбавку в нынешнем году использовали для капитального ремонта путей, кроме того, на рассмотрение вынесен вопрос о ее продлении. Уже подготовлена методика, сделаны необходимые расчеты, предусмотрены различные варианты, чтобы добиться справедливого принципа инвестиционной наценки.
Глава РЖД уверен, что выбор БАМа и Транссиба в качестве цели для надбавки – правильное направление. Тариф плюс 2% может обеспечить, к примеру, строительство дополнительных подходов к портам. В одном из интервью Белозерова о возможности направления надбавки на дальнейшее развитие БАМа и Транссиба прозвучала оговорка, что данный вариант станет подходящим в случае увеличения объемов экспорта в следующем году. Белозеров указал, что к 2025 г. РЖД рассчитывает на увеличение грузопотока по БАМу до 80 млн. тонн. Если говорить о Кузбассе, то это направление может дополнительно обеспечить 30 млн. тонн грузов.
Представители ФАС, комментируя идею инвестиционных тарифов для нужд ОАО РЖД, сказали, что их проработка направлена на возможность заключения с грузоотправителями долгосрочных договоров по фиксированным ценам и получение конкурентных преимуществ перед другими видами транспорта. Благодаря инвестиционной составляющей появится механизм, гарантирующий частные инвестиции в инфраструктуру, включая случаи, когда инвесторами строится примыкающая инфраструктура, а РЖД выкупает ее либо платит за ее эксплуатацию. В ФАС также сообщили о проработке механизмов инвесттарифов, направленных на возврат инвестиций в обновление парка локомотивов. Их реализация принесет выгоду не только РЖД, но и частным инвесторам и потребителям.
В агентстве Infoline-Аналитика называют позицию РЖД в отношении инвестнадбавки непоследовательной, поскольку предложенные компанией тарифы для инфраструктурных проектов касаются лишь тех грузоотправителей, которые используют реконструируемую инфраструктуру, при этом, средства от повышения тарифа на всей сети монополия намерена вкладывать в модернизацию БАМа и Транссиба.